Наверх
Выполняется запрос

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


Пункты 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Решение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2013 г. N АКПИ13-826 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации


            3. Пункты 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80
           Правил пользования газом в части обеспечения
            безопасности при использовании и содержании
            внутридомового и внутриквартирного газового
           оборудования при предоставлении коммунальной
               услуги по газоснабжению, утвержденных
             постановлением Правительства РФ от 14 мая
              2013 г.  N 410 "О мерах по обеспечению
            безопасности при использовании и содержании
            внутридомового и внутриквартирного газового
                оборудования", в части, наделяющей
                исключительным правом осуществлять
            деятельность по техническому обслуживанию,
              ремонту и замене внутридомового и (или)
          внутриквартирного газового оборудования только
                газораспределительную организацию,
                осуществляющую транспортировку газа
             по договору с поставщиком газа, признаны
           недействующими со дня вступления решения суда
                          в законную силу

                    Решение Верховного Суда РФ
                от 10 декабря 2013 г. N АКПИ13-826

                           (Извлечение)


     Постановлением  Правительства  РФ  от  14 мая  2013 г.   N 410
"О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании
внутридомового   и   внутриквартирного    газового    оборудования"
утверждены  Правила   пользования   газом   в   части   обеспечения
безопасности  при  использовании  и  содержании  внутридомового   и
внутриквартирного   газового   оборудования   при    предоставлении
коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила).
     ОАО "Р." обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором
(с учетом последующих уточнений)  просило  признать  недействующими
пп. 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил в той  мере,  в  какой
содержащиеся   в   них   нормы   наделяют   исключительным   правом
осуществлять деятельность по техническому обслуживанию,  ремонту  и
замене   внутридомового   и   (или)   внутриквартирного    газового
оборудования по  договору  о  техническом  обслуживании  и  ремонте
внутридомового  и  (или)  внутриквартирного  газового  оборудования
только    газораспределительную     организацию,     осуществляющую
транспортировку газа по трубопроводам. Заявитель указал, что  такое
правовое регулирование противоречит ст.ст. 1, 49, 421 ГК  РФ,  ч. 1
ст. 15 Федерального закона от 26 июля  2006 г.  N 135-ФЗ  "О защите
конкуренции", ст.ст. 1, 3, 5, 7, 8 Федерального закона от  31 марта
1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении  в  Российской  Федерации",  ст. 4
Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ  "О естественных
монополиях",  ст.ст. 6, 18, 21  Закона  РФ  от  7 февраля   1992 г.
N 2300-I "О защите прав потребителей", а  также  не  согласуется  с
п. 133 Правил предоставления  коммунальных  услуг  собственникам  и
пользователям помещений в  многоквартирных  домах  и  жилых  домов,
утвержденных  постановлением  Правительства  РФ  от  6 мая  2011 г.
N 354. Свои требования он мотивировал тем, что  нормы  Гражданского
кодекса  РФ  и  других  федеральных  законов  не   запрещают   иным
организациям,  не  являющимся  газораспределительными,   заниматься
техническим  обслуживанием  и  ремонтом  внутридомового   и   (или)
внутриквартирного  газового оборудования. Введенные  Правительством
РФ ограничения приводят к  полной  монополизации  на  данном  рынке
услуг, а также к закрытию отечественных субъектов малого и среднего
предпринимательства,  действующих  на  этом   рынке,   препятствуют
дальнейшей деятельности  ОАО  "Р.",  осуществляющего  на  основании
договоров  с  гражданами   и   заводами-изготовителями   надлежащее
техническое    обслуживание    и    ремонт    (замену)     бытового
газоиспользующего   оборудования  (товара),  входящего   в   состав
внутриквартирного газового оборудования.
     Минрегионразвития     России,     представляющее      интересы
Правительства РФ - заинтересованного лица  по  делу,  в  письменных
возражениях  на  заявление  указало,  что  Правила  приняты  высшим
исполнительным органом государственной власти Российской  Федерации
в    пределах    его    компетенции,     конкретизируют     понятие
"специализированная организация", определение которого дано в ст. 7
Федерального закона "О газоснабжении  в  Российской  Федерации".  В
соответствии  с   ч. 1   ст. 15   Федерального   закона   "О защите
конкуренции" допускается принятие органами  государственной  власти
актов,  которые  приводят  или  могут   привести   к   недопущению,
ограничению,   устранению   конкуренции.   Решение   законодательно
закрепить обязанность по выполнению работ, связанных с  содержанием
внутридомового  и  внутриквартирного  газового   оборудования,   за
газораспределительными   организациями   было   принято   в   целях
обеспечения безопасности  граждан,  использующих  газ  для  бытовых
нужд, с учетом многолетнего опыта этих организаций, а  также  роста
числа случаев, связанных с ненадлежащим  техническим  обслуживанием
внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
     Федеральная антимонопольная  служба  в  письменном  отзыве  на
заявление  сообщила,  что,  по   ее   мнению,   положения   Правил,
предусматривающие    осуществление    технического     обслуживания
внутридомового и  внутриквартирного  газового  оборудования  только
газораспределительной    организацией,    ограничили     количество
хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой  сфере,
привели  к  устранению   с   данного   рынка   услуг   определенных
хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов  малого  и  среднего
предпринимательства,    что    способствует    снижению    качества
предоставляемых  услуг  в  связи  с  отсутствием   конкуренции   на
указанном товарном рынке.
     Верховный Суд РФ 10 декабря 2013 г. заявление удовлетворил  по
следующим основаниям.
     Согласно п. 1  ст. 49  ГК  РФ  юридическое  лицо  может  иметь
гражданские    права,    соответствующие    целям     деятельности,
предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с
этой  деятельностью  обязанности;  коммерческие   организации,   за
исключением  унитарных  предприятий  и  иных   видов   организаций,
предусмотренных законом, могут  иметь  гражданские  права  и  нести
гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых  видов
деятельности,   не   запрещенных   законом;    отдельными    видами
деятельности, перечень которых  определяется  законом,  юридическое
лицо может заниматься только на основании  специального  разрешения
(лицензии).
     При этом в силу  п. 2  ст. 1  названного  Кодекса  гражданские
права могут быть ограничены  на  основании  федерального  закона  и
только в той мере, в какой это  необходимо  в  целях  защиты  основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав  и  законных
интересов других лиц, обеспечения  обороны  страны  и  безопасности
государства.
     Часть 1  ст. 15  Федерального  закона  "О защите  конкуренции"
прямо запрещает федеральным  органам  исполнительной  власти,  иным
указанным в этой правовой норме органам  и  организациям  принимать
акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые  приводят
или  могут  привести   к   недопущению,   ограничению,   устранению
конкуренции, за исключением предусмотренных  федеральными  законами
случаев  принятия  актов  и  (или)  осуществления  таких   действий
(бездействия).  В  частности,  согласно  п. 2  ч. 1  данной  статьи
запрещается    необоснованное     препятствование     осуществлению
деятельности  хозяйствующими  субъектами,   в   том   числе   путем
установления  не   предусмотренных   законодательством   Российской
Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
     Из   приведенных   законоположений    следует,    что    права
хозяйствующего   субъекта   на   осуществление   какого-либо   вида
деятельности  могут  быть  ограничены  исключительно  на  основании
федерального закона  либо  в  предусмотренных  федеральным  законом
случаях.
     Правительство РФ в  соответствии  с  пп.  4,  5  ст. 3  ГК  РФ
наделено   правом   принимать   постановления,   содержащие   нормы
гражданского права, на основании и во исполнение данного Кодекса  и
иных  законов,  указов  Президента  Российской   Федерации;   такие
постановления  не  могут  противоречить  этому  Кодексу  или  иному
федеральному закону.
     Правила  приняты  на  основании  ст. 8   Федерального   закона
"О газоснабжении в Российской Федерации", относящей  к  полномочиям
Правительства  РФ  в  области  газоснабжения   утверждение   правил
поставок газа, правил пользования газом и предоставления  услуг  по
газоснабжению.
     Названный Федеральный закон в ч. 2 ст. 7, раскрывая содержание
понятия   "газораспределительная   система",   устанавливает,   что
организация -     собственник     газораспределительной     системы
представляет собой специализированную  организацию,  осуществляющую
эксплуатацию  и  развитие  на  соответствующих  территориях   сетей
газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги,  связанные
с подачей газа  потребителям  и  их  обслуживанием.  Однако  он  не
наделяет такую  организацию  исключительным  правом  на  выполнение
работ (оказание  услуг)  по  техническому  обслуживанию  и  ремонту
внутридомового и (или) внутриквартирного  газового  оборудования  и
не  содержит  норм,  ограничивающих  либо  допускающих  возможность
ограничения при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению
прав иных хозяйствующих субъектов на осуществление самостоятельного
вида  деятельности,  связанного  с  выполнением   указанных   работ
(оказанием услуг).
     Пункты 2,  6,  7,  10,  24-30,  32,  34-36,  80  Правил  в  их
нормативном единстве предусматривают, что  работы  по  техническому
обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного  газового
оборудования  выполняет  и  участвует  в  отношениях,  связанных  с
заключением, исполнением и прекращением договора на выполнение этих
работ,     исключительно     газораспределительная     организация,
осуществляющая по договору о  транспортировке  газа  с  поставщиком
газа   транспортировку    газа    до    места    соединения    сети
газораспределения    с    газопроводом,    являющимся     элементом
внутридомового        газового        оборудования;        наделяют
газораспределительную организацию правом по собственной  инициативе
направлять  заявку  (оферту)  заявителю  о  заключении  договора  о
техническом  обслуживании  и   ремонте   внутридомового   и   (или)
внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого  к
заявке (оферте) проекта  договора,  ограничивая  перечень  случаев,
когда  потребитель  коммунальной   услуги   может   отказаться   от
заключения данного договора.
     Таким образом, нормативным  правовым  актом  Правительства  РФ
хозяйствующие  субъекты,   не   являющиеся   газораспределительными
организациями, лишены права выполнять работы (оказывать услуги)  по
техническому    обслуживанию    и    ремонту    внутридомового    и
внутриквартирного    газового    оборудования.    Установление    к
хозяйствующим субъектам требований, не предусмотренных  федеральным
законом   и   необоснованно   препятствующих    осуществлению    их
деятельности,  привело  к   ограничению   гражданских   прав   этих
хозяйствующих субъектов, устранению конкуренции  в  соответствующей
сфере товарного рынка, лишило потребителей коммунальной  услуги  по
газоснабжению  свободного  выбора   контрагента   по   договору   о
техническом   обслуживании   и    ремонте    указанного    газового
оборудования.
     Данный  вывод   подтверждается   и   письменными   пояснениями
Федеральной антимонопольной службы о том, что  согласно  сведениям,
представленным  ее   территориальными   органами,   на   территории
Российской Федерации деятельность по  техническому  обслуживанию  и
ремонту   внутридомового   и   (или)   внутриквартирного   газового
оборудования осуществляют 240 хозяйствующих субъектов, из них 62 не
являются газораспределительными организациями и лишены  возможности
продолжать эту деятельность, за истекший период 2013 года поступило
340  заявлений  о  нарушении  газораспределительными  организациями
антимонопольного  законодательства,  из  них  125 -   на   действия
(бездействие)  газораспределительных   организаций,   связанные   с
оказанием названных услуг, поступают также жалобы, в том  числе  от
физических  лиц,  на   отказ   специализированных   организаций   в
опломбировке  приборов   учета   газа,   установленных   сторонними
организациями.
     Суд указал, что утверждение  представителей  заинтересованного
лица о том, что оспариваемыми нормами права хозяйствующих субъектов
на занятие предпринимательской деятельностью не ограничены, так как
они  могут  продолжать  выполнять  работы  (оказывать  услуги)   по
техническому    обслуживанию    и    ремонту    внутридомового    и
внутриквартирного газового оборудования  по  договорам  субподряда,
заключенным   с   газораспределительными   организациями,    лишено
правового  основания.   Предоставление   возможности   осуществлять
предпринимательскую деятельность только по договору  субподряда  не
устраняет нарушение права хозяйствующего субъекта на  осуществление
избранного   им   вида   деятельности,   существенно   ограничивает
гражданские права, приобретаемые в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК  РФ
гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе.
     Приведенные в возражениях  на  заявление  доводы  о  том,  что
решение  законодательно   закрепить   обязанность   по   выполнению
соответствующих работ за газораспределительными организациями  было
принято в целях обеспечения безопасности граждан, использующих  газ
для бытовых нужд,  и  с  учетом  роста  числа  несчастных  случаев,
связанных  с  ненадлежащим  техническим  обслуживанием  и  ремонтом
внутридомового и внутриквартирного газового  оборудования,  суд  не
признал обоснованным. Постановление Правительства  РФ  не  является
законодательным актом и не может противоречить федеральному  закону
независимо от того, в каких целях оно принято. Тем более  что  суду
не было представлено в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 249 ГПК
РФ доказательств того, что причиной роста числа несчастных  случаев
является   ненадлежащее   исполнение    своих    обязательств    не
газораспределительными  организациями,   а   иными   хозяйствующими
субъектами,   выполняющими   работы   (оказывающими   услуги)    по
техническому    обслуживанию    и    ремонту    внутридомового    и
внутриквартирного газового оборудования.
     Ссылку  представителей  заинтересованного  лица   на   решение
Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2011 г.  N ВАС-5234/11  суд
отклонил. Предметом проверки по названному делу  являлась  правовая
норма, содержащаяся в другом нормативном правовом акте (п. 3 Правил
поставки газа для  обеспечения  коммунально-бытовых  нужд  граждан,
утвержденных постановлением Правительства  РФ  от  21 июля  2008 г.
N 549), в удовлетворении заявления ООО "П", оспаривавшего этот акт,
было  отказано  по  тому  основанию,  что   общество   осуществляет
техническое обслуживание газоиспользующего оборудования, а действие
этих Правил на данные отношения не распространяется.
     Верховный Суд РФ Правила пользования газом в части обеспечения
безопасности  при  использовании  и  содержании  внутридомового   и
внутриквартирного   газового   оборудования   при    предоставлении
коммунальной услуги по газоснабжению,  утвержденных  постановлением
Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410, в  части,  ограничивающей
гражданские права хозяйствующих  субъектов  на  осуществление  вида
деятельности,  не   запрещенного   федеральным   законом,   признал
противоречащими требованиям п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 49, ст. 421 ГК РФ,
ч. 1  ст. 15   Федерального   закона   "О защите   конкуренции"   и
недействующими в этой  части  со  дня  вступления  решения  суда  в
законную силу.


                           _____________


Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


Пункты 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Решение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2013 г. N АКПИ13-826 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации
Прикреплённые записи:
Прикреплённые файлы: