Наверх
Выполняется запрос

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, независимо от наличия на оружии чехла, приравнивается к охоте (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации



           5. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием,
              независимо от наличия на оружии чехла,
                      приравнивается к охоте

                           (Извлечение)


     Прокурор Камчатской  области  обратился  в  суд с заявлением о
признании     противоречащим     федеральному     законодательству,
недействующим   и   не   подлежащим   применению  положения  Закона
Камчатской области от 3 августа 2001  г.  "Об  охоте  и  охотничьем
хозяйстве   в   Камчатской  области",  в  частности  ч.  2  ст.  4,
устанавливающей, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих
угодьях  с  незачехленным  охотничьим  оружием,  капканами  и иными
орудиями  охоты,  собаками  без  поводков  и  намордников,  другими
ловчими животными и птицами либо с продукцией охоты.
     Решением Камчатского областного суда  от  16  апреля  2003  г.
требования прокурора удовлетворены,  слова ч. 2 ст. 4 оспариваемого
Закона    "с    незачехленным    охотничьим    оружием"    признаны
противоречащими федеральному законодательству,  недействующими и не
подлежащими применению со дня вступления решения  суда  в  законную
силу.
     В кассационных жалобах  представителя  губернатора  Камчатской
области,  Совета  народных  депутатов  Камчатской области поставлен
вопрос об отмене решения  суда  в  части  признания  противоречащим
федеральному   законодательству,   недействующим  и  не  подлежащим
применению оспариваемого положения ст. 4 Закона области.
     Судебная коллегия  по   гражданским  делам  Верховного Суда РФ 
20 июня 2003 г. оснований для отмены решения суда не нашла,  указав
следующее.
     В силу ст. 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ
"О животном мире" отношения в области охоты и охотничьего хозяйства
регулируются на основе настоящего Федерального закона,  специальным
федеральным  законом  и  принимаемыми  в соответствии с ним другими
федеральными  законами,   иными   нормативными   правовыми   актами
Российской Федерации.
     В соответствии  с  п.  10  Положения  об  охоте  и  охотничьем
хозяйстве  РСФСР,  утвержденного  постановлением  Совета  Министров
РСФСР от 10 октября  I960  г.  N  1548  (действующего  в  настоящее
время),    "нахождение    в   охотничьих   угодьях   с   оружием...
приравнивается к охоте".  При этом  не  конкретизировано,  в  каком
именно виде должно находиться оружие: зачехленном или ином.
     В п.  11 этого же Положения указано,  что  производство  охоты
регулируется  правилами,  издаваемыми Советами Министров автономных
республик,  крайисполкомами,  облисполкомами   в   соответствии   с
типовыми   правилами   охоты,   утверждаемыми  Главным  управлением
охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.
     Согласно ч.  2 п. 1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных
приказом Главного управления охотничьего хозяйства  и  заповедников
при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г. (в редакции приказов
от 3 мая 1988 г.,  от 23 мая 1989 г., от 26 апреля 1990 г. и 30 мая
1991   г.),   нахождение   в  охотничьих  угодьях  с  огнестрельным
оружием...  или с охотничьим оружием в собранном  виде  на  дорогах
общего пользования приравнивается к производству охоты.
     Проанализировав положения федерального  законодательства,  суд
пришел к правильному выводу о том,  что оно приравнивает нахождение
в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием к производству  охоты,
поэтому   норма  оспариваемого  Закона  области  в  части  слов  "с
незачехленным охотничьим оружием" как  противоречащая  федеральному
законодательству обоснованно признана недействующей и не подлежащей
применению.
     Доводы представителей     Совета    народных    депутатов    и
администрации Камчатской области о том,  что названные  нормативные
правовые  акты Правительства не могут применяться,  так как приняты
не на основе Федерального закона от 24 апреля 1995 г.  "О  животном
мире", обоснованно признаны несостоятельными.
     В силу  ч.  2  ст.  115   Конституции   Российской   Федерации
постановления  и  распоряжения  Правительства  Российской Федерации
обязательны к исполнению в Российской Федерации.
     Указом Президента  Российской  Федерации от 23 декабря 1993 г.
N 2277  "О  преобразовании  и  реорганизации  Совета  Министров   -
Правительства Российской Федерации" в связи с принятием всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.  Конституции Российской Федерации и
необходимостью приведения в соответствие с ее положениями структуры
исполнительной  власти  Российской  Федерации  Совет  Министров   -
Правительство  Российской  Федерации  преобразован  в Правительство
Российской Федерации.
     В ст.  23  Федерального  конституционного закона от 17 декабря
1997 г.  N  2-ФКЗ  "О  Правительстве  Российской  Федерации"  также
содержится   указание  о  том,  что  постановления  и  распоряжения
Правительства  Российской  Федерации  обязательны  к  исполнению  в
Российской Федерации.
     Исходя из  анализа  названных  правовых  норм,  как  правильно
указал  суд  в  решении,  следует,  что  принятые ранее нормативные
правовые акты Правительства Российской Федерации и  действующие  на
сегодняшний  день  обязательны  к  исполнению  на  всей  территории
Российской Федерации. Поскольку Правительством Российской Федерации
не  приняты  в соответствии с Федеральным законом "О животном мире"
иные нормативно-правовые  акты,  вышеназванные  нормативно-правовые
акты, регулирующие вопросы охоты и охотничьего хозяйства, применимы
на территории Российской Федерации,  и законы  субъекта  Российской
Федерации, регулирующие эти же вопросы, не должны им противоречить.
     Ссылка представителя  администрации  Камчатской   области   на
Федеральный  закон  от  13  декабря 1996 г.  N 150-ФЗ "Об оружии" и
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г.
N  814  "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного
оружия и  патронов  к  нему  на  территории  Российской  Федерации"
ошибочна,   поскольку,   как   правильно   указал   суд,  названное
законодательство регулирует вопросы, касающиеся оборота оружия.
     Утверждение в  кассационных  жалобах  о  том,  что  в  связи с
отсутствием   специального   федерального   закона,   регулирующего
отношения  в  области  охоты  и  охотничьего хозяйства,  и наличием
только  постановления  Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г.
N 1548   приоритет   имеет  закон  субъекта  Российской  Федерации,
основано  на  неправильном  толковании  норм  материального  права.
Вопросы   совместного  ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации регулируются на федеральном уровне  не  только
законами  Российской Федерации,  но и иными нормативными актами,  в
частности  Указами  Президента  и   постановлениями   Правительства
Российской Федерации.  Поэтому законы субъекта Российской Федерации
по вопросам совместного ведения не должны противоречить и указанным
нормативным актам.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
решение  Камчатского областного суда от 16 апреля 2003 г.  оставила
без изменения,  а  кассационные  жалобы  представителя  губернатора
Камчатской области и Совета народных депутатов Камчатской области -
без удовлетворения.


                           _____________

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, независимо от наличия на оружии чехла, приравнивается к охоте (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации
Прикреплённые записи:
Прикреплённые файлы: